В буровых станках СКБ-41 с дизельным приводом (рис. 12) используется дизель Д144М-80 с запуском от стартера.
Дизельный привод смонтирован на сварной раме, которая при установке станка на скважине стыкуется с рамой станка и крепится к ней промежуточными элементами. В случае необходимости к раме дизельного привода крепится рама под промывочный насос и ограждения ременной передачи.
Дизель укреплен на раме в четырех точках при помощи специальных литых кронштейнов и лап на корпусе сцепления, закрепленного на дизеле.
Кроме дизеля, на раме смонтированы генератор, стойки под топливный бак, механизм управления сцеплением дизеля, ограждения ременной передачи генератора промывочного насоса, карданный вал и его ограждение.
Вращение от дизеля через механизм сцепления передается на карданный вал, соединенный с приводной полумуфтой станка. От механизма сцепления при помощи клиноременных передач приводится в действие промывочный насос и генератор.
Механизм управления запуском дизеля и контрольно-измерительная аппаратура управления дизеля (в специальном щитке) закреплены на стойке бензобака. Аккумуляторная батарея для питания стартера дизеля размещена рядом с дизелем и закрыта крышкой.
Сцепление дизеля (рис. 11) смонтировано в литом чугунном корпусе и представляет собой однодисковую сухую, постоянно замкнутую муфту.
Пружины сжатия поджимают фрикционный диск с постоянным усилием. Муфта выключается перемещением упорного подшипника, находящегося в специальной подвижной обойме. Перемещаясь, подшипник через рычаги оттягивает болты муфты и освобождает фрикционный диск. Механизм выключения сцепления представляет собой систему рычагов с рукояткой, фиксирующей два положения: «Включено» и «Выключено». Вертикальное положение рукоятки соответствует положению «Муфта сцепления выключена».
Вал 12, входящий в шлицевое отверстие фрикционного диска, передает вращение от фрикционного диска на карданный вал 7.
Привод генератора. Генератор установлен на сварных салазках. Генератор включается одновременно с включением сцепления дизеля, а возбуждается нажатием кнопки возбуждения при числе оборотов дизеля не менее 1500 об/мин. (допускается применение генератора с самовозбуждением).
Рукоятки управления дизеля расположены на стойке топливного бака. Одна из них управляет величиной подачи топлива, а другая — декомпрессией.
Рис. 11. Сцепление дизеля: 1 - дизель Д-144М-80 ТУ 23.3.35—88; 2 - муфта сцепления; 3 - крышка картера маховика (4050.1347.007); 4 - вставка левая (4030.3131.016); 5 - вставка правая (4030.3142.056); 6 - шкив (4040.5791.005); 7 - карданный вал (4030.2734.010); 8 - полумуфта (4040.3392.021); 9 - подшипник 212 ГОСТ 8338-75; 10 - манжета 1.2-70X90-1 ГОСТ 8752-79; 11 - подшипник 9588217; 12 - вал (4040.6456.008).
Рис. 12. Общий вид станка СКБ-4120: 1 - дизель Д144М-80; 2 - кожух привода генератора (4030.4132.331); 3 - установка топливного бака 77.50.003; 4 - генератор ЕСС5-61-4У2, JM1001; 5 - кожух карданного вала (4030.4132.330); 6 - щиток с аппаратурой (4030.4117.165); 7 - кожух (4030.4132.220).