Устройство бурового станка СКБ-41 аналогично известным шпиндельным станкам для бурения геолого-разведочных скважин на твердые полезные ископаемые, у которых лебедка расположена вдоль станка (рис. 1).
Буровой станок СКБ 41 собран из отдельных узлов. Такая компоновка удобна при его монтаже, демонтаже и транспортировании.
Основанием ставка служит рама 11 (рис. 1) сварной конструкции, состоящая из 2-х продольных балок, жестко связанных между собой и имеющих направляющие, по которым перемещается станина станка.
Сварная станина 9 (рис. 1) позволяет скомпоновать узлы воспринимая силовые нагрузки от корпусных деталей, смонтированных на ней.
Цилиндр перемещения 10, двухстороннего действия, штоком крепится к раме, а цилиндром — к станине 9. Он снабжен гидрозамком, позволяющим фиксировать станину в любом положении.
Трансмиссия бурового станка представляет собой раздаточную коробку (рис. 3). Раздаточная коробка смонтирована в стальных литых полукорпусах. На боковой поверхности верхнего полукорпуса закреплены указатели давления на забой.
Лебедка бурового станка планетарного типа (рис. 4) расположена вдоль станка над коробкой передач. Передняя шлицевая часть вала лебедки соединяется с шестерней раздаточной коробки, а задний конец вала через сферический роликовый подшипник закреплен в стальном кронштейне 2, установленном на корпусе сцепления станка.
Тормоз спуска колодочного типа (рис. 5) закреплен на задней продольной балке станка. Торможение осуществляется стягиванием колодок 4 и 10 при помощи тяги 7, которая получает движение от эксцентрика 9, связанного с тормозной рукояткой 3. В расторможенном положении рукоятка удерживается пружиной 6.
Тормоз подъема по конструкции и работе аналогичен тормозу спуска. Отличается от тормоза спуска отсутствием собачки 11, фиксирующей тормозную рукоятку в заторможенном положении.
Рис. 5. Тормоз спуска: 1 - ручка (4040.9468.002); 2 - рычаг (4050.3135.001); 3 — рукоятка со втулкой (4030.2824.021); 4 - колодка верхняя в сборе (4030.3241.016); 5 - ось (4040.1312.030); 6 - пружина (4050.9113.153); 7 - тяга (4040.8445.004); 8 - опора (4050.2123.001); 9 - эксцентрик (4040.8111.008); 10 - колодка нижняя в сборе (4030.3241.017); 11 - собачка (4050.3131.003); 12 - ось (4040.1312.032). |
Вращатель бурового станка (рис. 6) смонтирован в фасонном стальном корпусе и крепится 6-ю болтами к фланцу раздаточной коробки с Т-образным круговым пазом, что обеспечивает поворот вращателя при наклонном бурении. В корпусе смонтированы конические шестерни 11 и 14, передающие вращение через шпиндель нижнего патрона 13 и шлицевую втулку 12 на шпиндель 2. На нижнем конце шпинделя нижнего патрона 13 смонтирован нижний гидро патрон. Верхний гидропатрон смонтирован в верх ней части шпинделя 2.
Сцепление бурового станка (рис. 9 и 10) однодисковое сухое, предназначено для плавного соединения трансмиссии с приводом. Детали узла заимствованы из сцепления автомобиля ЗИЛ-130.
Кинематическая схема станка (рис. 2) дает полное представление о принципе передачи движения на вращатель и лебедку.
Рис. 2. Схема кинематическая
Подшипники
позиции на рис. 2 |
ГОСТ | Номер подшипника |
Габариты, мм | ||
Д | d | В | |||
1 | ГОСТ 6874-75 | 9588217 | |||
2 | ГОСТ 8338-75 | 212 | 110 | 60 | 22 |
3 | ГОСТ 8338-75 | 312 | 130 | 60 | 31 |
4 | ГОСТ 7242-81 | 60205 | 52 | 25 | 15 |
5 | ГОСТ 24696—81 | 53610 | 110 | 50 | 40 |
6 | ГОСТ 8338-75 | 410 | 130 | 50 | 31 |
10 | ГОСТ 8338-75 | 412 | 150 | 60 | 35 |
11 | ГОСТ 24696-81 | 53516 | 140 | 80 | 33 |
12 | ГОСТ 8338-75 | 1000928 | 190 | 140 | 24 |
14 | ГОСТ 8338-75 | 309 | 100 | 45 | 25 |
16 | ГОСТ 831-75 | 46134 | 260 | 170 | 42 |
17 | ГОСТ 831-75 | 46320 | 215 | 100 | 47 |
18 | ГОСТ 831-75 | 46126 | 200 | 130 | 33 |
21 | ГОСТ 8328-75 | 32216 | 140 | 80 | 26 |
22 | ГОСТ 8338-75 | 216 | 140 | 80 | 26 |
24 | ГОСТ 24696-81 | 53609 | 100 | 45 | 36 |
26 | ГОСТ 8338-75 | 118 | 140 | 90 | 24 |
28 | ГОСТ 8338-75 | 308 | 90 | 40 | 23 |
29 | ГОСТ 8328-75 | 42306 | 72 | 30 | 19 |