Обеспечить безаварийную и долговечную работу бурового станка СКБ 4 можно только при правильном и своевременном обслуживании его. Необходимо систематически и своевременно смазывать трущиеся части, тщательно наблюдать за состоянием всех механизмов и узлов станка, своевременно осматривать состояние и износ деталей, а также производить планово-предупредительные ремонты.
Техническое обслуживание станка СКБ 4 подразделяется на следующие виды:
- ежесменное, через 8 часов работы;
- ежемесячное;
- межквартальное.
Порядок ежесменного осмотра станка см. здесь.
Замену смазки в станке первый раз производить через 1,0-1,5 месяца, в дальнейшем заменять ее через 2,5 - 3,0 месяца. Слив масла осуществлять через сливные пробки, расположенные в нижних точках корпусных деталей станка.
После ремонта, связанного с разборкой узла, смазка данного узла должна быть полностью заменена через 8 часов работы станка.
При планово-предупредительном ремонте производят замену изношенных деталей, используя детали ЗИП:
- кулачков верхнего и нижнего гидропатронов, если начинается проскальзывание штанги конических шестерен (при боковом зазоре более 1,5 - 2,0 мм, поломке зубьев и т. д.);
- манжет и уплотнений при просачивании масла через них.
При замене кулачков верхнего патрона (рис. 6) необходимо снять крышку и кожух 39, отвернув 4 болта на крышке и 2 на кожухе, снять полукольца 5, затем поднять собранный пакет пружин, обойму 7 с подшипником 1 и стаканом 8.
При замене кулачков нижнего патрона снять кожух 46, вывернуть стопорный винт гайки 24, свянуть гайку со шпинделя и снять нижнюю опорную шайбу с четырьмя пружинами, крышку, два полукольца и поднять обойму 25 до выхода кулачков из нее.
После замены кулачков операции по сборке патронов производить в обратном порядке.
При замене конических шестерен вращателя необходимо:
- поднять траверсу с верхним гидропатроном и шпинделем, отсоединив предварительно штоки гидроцилиндров подачи 44 от траверсы;
- разобрать нижний гидропатрон;
- отсоединить шпиндель 26 от муфты 17;
- вытащить муфту с шестерней вверх;
- отсоединить корпус вращателя от трансмиссии и снять его, предварительно сняв вилку трансмиссии с сухарем 8 (рис. 3);
- вытащить вал-шестерню внутрь корпуса 18.
Сборку производить в обратном порядке.
Разборка остальных узлов станка производится отдельно, после их снятия.
Технические параметры, достигаемые регулированием (отладкой, настройкой), и перечень основных проверок технического состояния, которые необходимо провести после технического обслуживания, приведены в табл. 4.
Таблица 4.
Что проверяется и при помощи какого инструмента, |
Технические требования |
1 |
2 |
Настройка предохранительных клапанов производится по манометрам, расположенным на верхней панели блока гидравлического управления |
Гидросистема станка должна быть настроена на давление 5+0,6 МПа (50+6 кгс/см2) |
Настройка предохранительного клапана системы патронов: |
Все соединения гидросистемы должны быть затянуты через соединения скается |
Настройка предохранительного клапана системы подач: |
Течь, просечивание масла через соединения не допускается |
Регулировка конических шестерен вращателя при нарушении нормального зацепления в передаче или установке новых шестерен Боковой зазор в зацеплении проверяется свинцовой пластинкой и универсальным измерительным инструментом Проверка контактов зацепления осуществляется по краске Регулировка зацепления конических шестерен производится подбором прокладок 14 и 19, поставляемых в ЗИП, а также винтами упором их в корпус 18 (рис. 6) |
Замену шестерен дить комплектно Боковой зазор в зацеплении 0,135 — 0,3 мм, не более Пятно контакта по высоте зуба не менее 40% и по длине не менее 60% Приводная муфта должна свободно проворачиваться от руки, допускается осевой люфт 0,3 мм, не более |
Регулировка тормозов спуска и подъема осуществляется гайками на тягах 7 и опорах 8. При регулировке для замера зазора применяется щуп |
Зазор между колодками и тормозными шкивами должен быть 1,5 — 2 мм, не более, при поднятых рукоятках |
Регулировка сцепления осуществляется путем изменения длины тяги, связанной с рычагом 5, подтяжкой гаек (рис. 7) |
Концы рычагов 4 должны быть в одной плоскости на расстоянии 33,9 мм от рабочей поверхности нажимного диска 2 |
Регулировка муфты сцепления дизеля заключается в восстановлении зазора между концами отжимных рычагов и выжимным упорным подшипником отводки |
Зазор должен быть равен 4 |
Для восстановления зазора регулировку производить в следующей
последовательности: |
Зазор должен быть равен 4 мм Разница в зазорах должна быть |