Обеспечить безаварийную и долговечную работу бурового станка СКБ 41& можно только при правильном и своевременном обслуживании его. Необходимо систематически и своевременно смазывать трущиеся части, тщательно наблюдать за состоянием всех механизмов и узлов станка, своевременно осматривать состояние и износ деталей, а также производить планово-предупредительные ремонты.
Техническое обслуживание бурового станка СКБ 41 подразделяется на следующие виды:
- ежесменное;
- техническое обслуживание №1 (производится через каждые 200 часов работы станка);
- техническое обслуживание №2 (производится через каждые 400 часов работы станка).
При ежесменном обслуживании выполняются следующие работы:
- наружная очистка станка от загрязнений;
- проверка регулировки и надежности действия тормозов (зазор между колодками и тормозными шкивами должен быть 1,5 - 2 мм, не более, при поднятых рукоятках), регулировку осуществлять гайками на тягах 7 и опорах 8 (рис. 5).
- проверка надежности крепления оборудования на фундаменте, раме, крепление сборочных единиц между собой;
- проверка уровней рабочих жидкостей в системе смазки и гидросистеме в соответствии с разделом 9 и их доливка в случае необходимости;
- смазка в соответствии с разделом 9 и схемой смазки (рис. 13);
- проверить и осуществить, в случае необходимости, настройку предохранительных клапанов гидросистемы станка, обеспечив ее настройку на давление 5+0,6 МПа.
При техническом обслуживании №1 выполняются следующие работы:
- операции ежесменного технического обслуживания;
- проверка четкости срабатывания механизма включения и выключения лебедки, рукоятки переключения рядов скоростей трансмиссии и при необходимости произвести их ремонт и регулировку;
- произвести первую замену смазки корпусе вращателя и трансмиссии станка (см. здесь). В дальнейшем замена смазки осуществляется через каждые 600 часов. Слив масла осуществлять через сливные пробки, расположенные в нижних точках корпусных деталей станка;
- устранение причин неисправностей выявленных в процессе эксплуатации.
При техническом обслуживании №2 проводятся следующие работы:
- операции технического обслуживания №1;
- при необходимости осуществить замену быстроизнашивающихся деталей: кулачков, тормозных накладок, манжет используя детали ЗИП;
- промывка фильтра грубой очистки масла и замена фильтроэлементов фильтра тонкой очистки;
- проверка состояния и правильности зажима каната;
- очистка пусковой и коммутационной электроаппаратуры от загрязнений, проверка прилегания контактов, их зачистка или замена.
Порядок замены кулачков верхнего и нижнего гидропатронов.
- Замена осуществляется в случае, если начинается проскальзывание штанги 054 мм.
- При замене кулачков верхнего патрона (рис. 6) необходимо снять крышку и кожух 34, отвернуть 4 болта на крышке и 2 на кожухе, снять полукольца 1, затем поднять собранный пакет пружин, обойму 3 с подшипником 16 и стаканом 30.
- При замене кулачков нижнего патрона снять кожух 42, вывернуть стопорный винт гайки 19, свернуть гайку со шпинделя и снять нижнюю опорную шайбу с шестью пружинами, крышку, два полукольца и поднять обойму 17 до выхода кулачков из нее.
- После замены кулачков операции по сборке патронов производить в обратном порядке.
Через 1200 часов работы станка необходимо провести его текущий ремонт, при котором проводятся следующие работы:
- операции технического обслуживания №2;
- частичная разборка станка с целью проверки технического состояния и, в случае необходимости, замена конических шестерен, полуколец 4 (рис. 3) трансмиссии, камней 22 (рис. 4) лебедки, втулки 12 (рис. 6), пружин 20 и 33 (рис. 6) нижнего и верхнего патронов. Определяется также техническое состояние других шестерен станка, подшипников, валов, втулок, фиксаторов, рамы, ограждений; наличие люфтов, биений, несоосностей, деформаций, трещин и, при необходимости, проводятся ремонтные, сварные и др. работы;
- проводится осмотр, проверка работоспособности и, при необходимости, замена элементов гидросистемы, системы смазки, уплотнений, колец, манжет, масленок;
- профремонт и обслуживание электрооборудования, замер сопротивления заземлений;
- проверка правильности показаний приборов контроля и управления;
- по завершению ремонта станка производится его запуск, регулировка, обкатка;
- по завершению обкатки производится проверка качества рабочих жидкостей в системе смазки и гидросистеме и, в случае необходимости, их фильтрация или замена.
Замену конических шестерен осуществлять при боковом зазоре более 1,5:2 мм, поломке зубьев и т. д.
При замене конических шестерен вращателя необходимо:
- поднять траверсу с верхним гидропатроном и шпинделем, отсоединив предварительно штоки гидроцилиндров подачи 40 (рис. 6) от траверсы;
- разобрать нижний гидропатрон;
- снять верхнюю крышку корпуса вращателя;
- через окно корпуса вращателя выпрессовать верхний подшипник поз. 10;
- вынуть нижний шпиндель 13 вниз;
- отсоединить корпус вращателя от трансмиссии и снять его;
- вытащить вал с шестерней 11 внутрь корпуса вращателя;
- замену шестерен производить комплектно в обратном порядке, обеспечив регулировкой зазор в зацеплении 0,135:0,3 мм и пятно контакта по высоте зуба не более 40% и по длине не менее 60%.
Регулировка зацепления производится набором прокладок поставляемых в ЗИП, а также винтами, при этом шпиндель нижнего патрона должен свободно проворачиваться от руки, допускается осевой люфт до 0,3 мм. Боковой зазор зацеплений проверяется свинцовой пластинкой и универсальным измерительным инструментом. Площадь пятна контакта проверяется с использованием краски.
Регулировка сцепления осуществляется путем изменения длины тяги, связанной с вилкой 6 подтяжкой гаек на тяге (рис. 9). Концы отжимных рычагов должны быть в одной плоскости на расстоянии 34 мм от рабочей поверхности нажимного диска.
Регулировка муфты сцепления дизеля (рис. 11) заключается в восстановлении зазора между концами отжимных рычагов и выжимным упорным подшипником отводки. Зазор должен быть равен 4 мм, не менее.
Для восстановления зазора регулировку производить в следующей последовательности:
- открыть верхнюю крышку картера маховика дизеля;
- расшплинтовать гайки регулировочных болтов муфты и отворачиванием болтов установить зазор, контролируемый щупом;
- замерить зазор между концами отжимных рычагов и упорным подшипником отводки и зашплинтовать гайки.
Разница в зазорах должна быть не более 0,5 мм.
Разборка остальных узлов станка производится отдельно после их снятия.