Генератор ЕСС5 изготовляется в горизонтальном защищенном исполнении, на лапах с двумя подшипниковыми щитами и предохранен от случайных прикосновений к вращающимся и токоведущим частям.
- Вентиляция генератора— аксиальная, вытяжная. Воздух забирается центробежным вентилятором со стороны контактных колец. Вентилятор установлен на валу под подшипниковым щитом со стороны привода. Основные составные части генератора приведены на рис. 3, 4. Вентилятор крепится на валу посредством шпоночного соединения. Предохранителем от осевого смещения вентилятора относительно вала служит установочный винт, а от проворачивания—призматическая шпонка.
- Станина—чугунная, литая. Форма— цилиндрическая, с кольцевыми фланцами на торцах.
- В нижней части, продольно по всей длине, расположены лапы. На внутренней поверхности станины равномерно по окружности продольно расположены шесть ребер, на которые устанавливается обмотанный статорный сердечник, Щели, образованные между рёбрами внутренней поверхностью станины в наружной поверхностью статорного сердечника, служат для прохождения охлаждающего машину воздуха. Сердечник статора набирается из штампованных изолированных листов электротехнической стали.
- После опрессовки набранный пакет сердечника крепится шестью продольными скобами, которые на торцах привариваются к нажимным кольцам.
- Сердечник статора впрессовывается в станину и укрепляется в ней стопорным винтом со шлицом.
- Обмотка статора—по типу всыпная, состоит из мягких секций, намотанных медным круглым проводом.
- Укладка обмотки производится через щели полузакрытых пазов.
- Изоляция статорной обмотки соответствует классу «В». Схема соединения обмотки приведена в приложении 3. Кроме основной обмотки, в пазы статора вложена дополнительная трехфазная обмотка, служащая для питания схемы возбуждения генератора.
- Начала фаз дополнительной обмотки генераторов 8 и 9 габаритов подводятся к БКТС (блок компаундирующих трансформаторов и сопротивлений), а концы через подшипниковый щит— к блоку выпрямителей.
- В генераторах 6 габарита концы фаз дополнительной обмотки подводятся к компаундирующему дросселю, а начала—через подшипниковый щит—к блоку выпрямителей.
- Подшипниковые щиты генераторов 8 и 9 габаритов — чугунные, литые. Задний (со стороны привода) и передний (со стороны контактных колец) по конструкции разные.
- В нижних частях задних щитов расположено окна для прохождения воздуха.
- В целях увеличения отверстий нижняя часть этих щитов расширена.
- Окна защищены сетками, штампованными из листовой стали.
- Передний щит, в отличие от заднего, имеет окна для забора воздуха с торцевой части, резьбовые отверстия для крепления кожуха, защищающего контактные кольца, блок выпрямителей и отверстия для вывода концов дополнительной обмотки. Для забора охлаждающего воздуха на кожухе имеются жалюзи в торцевой части и отверстия в нижней части поверхности.
- Работа генератора со снятым кожухом категорически запрещается.
- Подшипниковые щиты генераторов 6 габарита также чугунные, литые.
- Задний щит (со стороны привода) в нижней части расширен для увеличения окон, предусмотренных для прохождения воздуха.
- Окна защищены сетками, штампованными из листовой стали.
- Передний щит (со стороны контактного кольца) имеет кольцеобразную форму. Окна для прохождения охлаждающего воздуха расположены на торцевой поверхности щита. На нем предусмотрены резьбовые отверстия для крепления компаундирующего дросселя и блока выпрямителей и блок конденсаторов.
- Траверса, контактные кольца, компаундирующий дросселя и блока выпрямителей защищены кожухом, крепящимся к переднему щиту, на кожухе имеются жалюзи для забора охлаждающего воздуха.
- Снятие кожуха при работе машины, как по условиям техники безопасности, так и из-за нарушения условий охлаждения категорически запрещается. Сердечник ротора прессуется на стальном валу из штампованных листов электротехнической стали. Листы имеют форму многополюсной звезды. По длине сердечник состоит из чередующихся пакетов; узких (высоких) и широких (низких).
- Крайние узкие пакеты собраны из полюсов тонколистовой стали толщиной 2 мм. При сборке ротора после установки катушек на низкие пакеты устанавливаются сегменты, имеющие форму полюсных башмаков. Сегменты с сердечником крепится посредством двух продольных шпилек, продетых через отверстия сегментов и высоких пакетов.При этом наружные размеры сегментов и высоких пакетов строго совпадают, образуя внешнюю поверхность ротора. Между сегментами по краям полюсов остаются воздушные пространства, по ширине равные толщинам высоких пакетов.
- Форма роторных полюсов получается гребенчатой, а воздушный генератора—однозначным под полюсами и краями сегментов. На выступающие из полюсов концы шпилек устанавливаются втулки, удерживающие торцевые части катушек от изгиба. Посредством двух колец концы шпилек всех полюсов одновременно закрепляются гайками с двух сторон. На эти остальные кольца крепятся также балансировочные грузы. Сердечник ротора крепится с валом по всей длине посредством лицевого соединения, а с торцов — двумя кольцевыми шпонками.
- Обмотка ротора выполняется последовательным соединением отдельных катушек. Катушки наматываются из прямоугольной изолированной меди и после предварительной изоляции полюсных сердечников надеваются на них.
- Снизу и сверху катушек устанавливаются изолирующие рамки. Под нижнюю рамку подкладывается стальная пружинящая рамка, которая предохраняет катушку от перемещения относительно сердечника.
- Выводные провода обмотки ротора пропускаются через вал, конец которого со стороны контактных колец полый (сверленый), и соединяются с контактными кольцами. Изоляция обмотки ротора соответствует классу «В». Во всех генераторах со стороны привода на валу устанавливается роликоподшипник, со стороны контактного кольца — шарикоподшипник.
- Камеры подшипников заполняются (2/3 объема) смазкой литол-24 ГОСТ 21150-75.
- Блок выпрямителей для генераторов 6 габарита состоит из стального каркаса, на котором закреплены тесть диодов с охладителями и панель зажимов. На каркасе имеются лапы, посредством которых он крепится к переднему ящику генератора.
- Блок выпрямителей для генераторов 8 и 9 габаритов состоит из изоляционной панели, на которой укреплены диоды с охладителями.
- Панель блока выпрямителей крепится двумя болтами к переднему щиту генератора.
- На переднем щите крепится чугунное кольцо, которое стягивает крышку подшипника. В кольцо ввинчивается шпилька, опрессованная в изоляционный материал.
- На шпильке крепятся две траверсы, каждая из которых имеет два щеткодержателя со щетку ми марки ЭГ-14 {сечение щеток 10x12,5 мм для генераторов 6 габарита, 10X16 мм для генераторов 8 и 9 габаритов).
- Щетки одной траверсы соединены между собой перемычками.
- Контактные кольца изготовляются из медного порошка.
- Кольца с контактными лагунными шпильками, насаженные на стальную втулку, запрессовываются в изоляционный материал.
- Стальная втулка служит для посадки контактных колец на конец вала.
- Предохранителем от осевого смещения служит установленное на валу пружинное кольцо, а от проворачивания—призматическая шпонка.
Рис. 3. Общий вид синхронных генераторов серии ЕСС5 6-го габарита: 1-вентилятор; 2-станина; 3-сердечник статора; 4- обмотка статора; 5-подшипниковый щит; 6-сердечник ротора; 7-обмотка ротора; 8-подшипники; 9-чугунное кольцо; 10-блок выпрямителей; 11-контактные кольцо.
Рис. 4. Общий вид синхронных генераторов серии ЕСС5 8 и 9
габаритов: 1-вентилятор; 2-станина; 3-сердечник статора; 4-обмотка статора; 5-
подшипниковый щит; 6-сердечник ротора; 7—обмотка ротора: 8—подшипники;
9—чугунное кольцо; 10—блок выпрямителей; 11—контактные
кольца.